Кабель для соединения колонок между собой

Содержание

Как выбрать акустический кабель для колонок?

Кабель для соединения колонок между собой

В системах звуковоспроизведения, работающих от электрической сети, компоненты соединяются проводами, передающими ток. Но не любой проводник сможет передать звуковой сигнал достоверно. Для этого используют специальные акустические кабели. В чем их особенность, каковы основные параметры, как выбрать и подключить кабель – читайте в этой статье.

Основные характеристики акустических проводов

Кабель для акустики состоит из двух и более проводов, идентичных по электрическим параметрам, покрытых слоем изоляции. Прочность конструкции и снижение искажающего электромагнитного воздействия достигаются за счет прокладки из натуральных текстильных материалов и экранирования, а качество звукопередачи зависит от свойств материалов, из которых кабель изготовлен.

Что такое бутылочное горлышко

Метафора «бутылочное горлышко», прижившаяся в терминологии компьютерной индустрии и электроники, менеджмента, психологии и других сфер человеческих знаний и деятельности, обозначает элемент, тормозящий всю систему независимо от качества ее компонентов.

Акустический кабель тоже может стать «бутылочным горлышком»: неверно подобранный или некачественный кабель снижает производительность системы и деформирует звучание, поскольку не способен корректно передавать частоты, исходящие от усилителя.

Итак, какие характеристики проводника необходимо учитывать при выборе?

Сопротивление проводов

Важнейший параметр акустического кабеля – сопротивление. Это способность материи противодействовать движению электронов. Чем выше это свойство, тем ниже пропускная способность проводника.

Сопротивление провода зависит от его длины, площади поперечного сечения, а также от удельного сопротивления материала сердечника.

СПРАВКА: Токопроводящая жила с большим сечением имеет меньшее сопротивление и обеспечивает мощную и чистую передачу. Проще говоря, тонкий и длинный провод из-за высокого сопротивления будет искажать звук, а толстый и короткий – передавать сигнал качественно.

Ключевые электрические характеристики зависят от материала проводника. Самым распространенным проводящим ток металлом, применяемым в производстве акустических кабелей, является медь трех основных типов:

  • ТРС – грубой очистки для бюджетной акустики с невысокими требованиями к качеству звучания;
  • OFC – бескислородная для систем среднего класса с хорошими техническими показателями;
  • РСОСС – полученная в результате вытяжки расплава чистая медь.

Элитную технику и концертное оборудование могут укомплектовать проводами из серебра: благородные металлы пропускают ток значительно лучше, а Ag среди них сравнительно недорог.

Усовершенствование технологий стало причиной появления композитных (из нескольких металлов) и компонентных (из меди и углеродистых проводников) кабелей, продуктов с увеличенной кристаллической решеткой, оказывающих дополнительное влияние на качество звукопередачи.

ВАЖНО! При выборе акустического кабеля обратите внимание на маркировку: на каждом метре обязательно должны содержаться отметки о назначении кабеля (акустический), его сечение и наименование производителя.

В продаже можно встретить кабели с проводами из омедненного алюминия с характерным серебристым срезом. Свойства этого металла не позволяют добиться качественной звукопередачи, и единственным преимуществом его является низкая стоимость.

Прочие факторы

При выборе акустического кабеля стоит учесть особенности материала изоляции проводов, так как она также оказывает влияние на эффективность работы кабеля. Наиболее распространены поливинилхлорид, пластизоль, полипропилен и полиуретан. В качестве изолирующего материала иногда применяется хлопок, максимально подавляющий резонансы.

Наилучшие показатели дает изоляция из тефлона, особенно вспененного или низкой плотности, а полихлорвинил, обладающий эффектом накопления заряда, напротив, влияет на звук негативно.

Строение проводов, стандартные входы и подключение

Сориентироваться в многообразии доступных вариантов и выбрать наиболее подходящий кабель для подключения колонок помогут знания о строении акустических проводов, клеммах и разъемах, а также о готовых решениях, предлагаемых производителями и не требующих доработки.

Типы акустических проводов

Провода для передачи аудиосигнала могут состоять из одной или нескольких жил. Высокая жесткость одножильных проводов делает их применение в компактных аудиосистемах проблематичным, однако они обладают наибольшей пропускной способностью, что безусловно положительно влияет на качество звукопередачи.

Многожильные акустические провода могут иметь пучкообразное, концентрическое и веревочное устройство, обеспечивающие кабелю определенную гибкость.

Источник: https://odinelectric.ru/wiring/wires/kak-vybrat-akusticheskij-kabel-dlya-kolonok

Домашний кинотеатр на практике. Часть 3

Кабель для соединения колонок между собой

  • и, наконец, «ленточный». В этом случае применяется одна или несколько плоских моножил ленточного типа. В итоге толщина кабеля часто не превышает 1 миллиметра. Наиболее известным ваятелем ленточных кабелей является без сомнения Nordost (на фото).

    Описывать разницу звучания различных кабелей я не хотел бы, поскольку одни считают её вообще вымыслом и фантазией, а другие относятся к ней слишком трепетно.

    Так вот, для первой категории подобные рассуждения были бы не интересными и даже смешными, а люди из второй категории (то есть те, кто слышит разницу в звучании кабелей) наверняка будут ориентироваться на свой слух при выборе кабеля — советы тут едва ли нужны, поскольку дело вкуса. Так что выдержу в данном случае нейтралитет.

    Способы прокладки кабеля

    Если вы хотите просто бросить кабели вдоль стен, то можете дальше не читать, поскольку ниже написаны советы для тех, кто ценит эстетику и не хочет превращать комнату в щитовую электростанции, размещая кабели на виду у всех.

    Итак, если ремонт в комнате уже сделан, то наиболее простым способом убрать с глаз долой колоночные кабели является банальная закладка этих кабелей под плинтус. Если у вас обычный (угловой) плинтус то проблем не будет вообще — берите понравившийся кабель и вперёд.

    Если у вас плоский плинтус, но с внутренней канавкой для кабеля, то стоит обратить внимание на плоские или ленточные кабели.

    Если же у вас нет плинтуса или он без каналов под кабели, то можно пойти двумя путями:

    1. Купить плоский или ленточный кабель, аккуратно закрепить его на стене и покрасить в цвет стены (большинство кабелей весьма спокойно относятся к покраске).

    2. Вообще не связываться с прокладкой кабеля вдоль стен, а просто купить плоский (или лучше ленточный) кабель и просто проложить его под ковром или ковровым покрытием — на ощупь кабель не будет заметен.

    Если же ремонт у вас ещё не сделан в комнате, то можно просто заложить кабель в стену, но только в гофре, и желательно, чтобы трасса с колоночным кабелем не проходила параллельно и вплотную с сетевыми кабелями.

    Оформление вводов/выводов кабеля

    Тут существует три наиболее распространённых способа. Все они по-своему хороши, так что смотрите по ситуации, какой в вашем случае будет оптимальным. На рисунках колонка была специально отнесена подальше от стены, дабы вы увидели всё в деталях.

    1. Банальная вырезка отверстия в плинтусе и вывод кабеля через это отверстие. Плюсы очевидны: простота в реализации данного типа вывода. Но и минусы присутствуют: если вы захотите убрать колонку, то кусок кабеля, торчащий из плинтуса, убрать уже не получится.

    2. Вывод кабеля делается через пол, в результате чего кабеля практически не будет бросаться в глаза, даже если заглянуть за АС. А уж если вывод сделать под колонкой (если АС на шипах, конечно) или близко к ней, то выглядеть всё будет совсем красиво. Плюс: кабеля почти не видно. Минус: дырка в полу смотрится ещё более заметно, чем дырка в плинтусе. Ну а если вы уверены, что двигать колонки никогда уже не будете, то вариант с выводом кабеля из пола — для вас.

    3. Самый эстетичный способ для тех, кто предполагает хоть изредка, но убирать колонки. Понадобится блок колоночных терминалов, выполненный в виде стенной розетки.

    Такой блок оборудован либо винтовыми, либо пружинными терминалами. Аналогичные блоки можно разместить не только на стене за АС, но и на стене за ресивером или усилителем — кабели будут выглядеть эстетично и за стойкой с техникой тоже.

    Либо комбинированный вариант: возле колонки сделать в полу нишу, в которой поставить розетку с колоночными терминалами. Для этой ниши сделать люк (10×10 см) из того же материала, из которого сделан пол у вас в комнате. Если колонки нужно будет убрать, то вы просто вытаскиваете кабель из терминалов в полу и закрываете люк над нишей с терминалами. Всё — пол совершенно ровный и ничего не видно.

    Но есть один нюанс: подобные терминалы ухудшают контакт, а значит, в достаточно дорогих системах это может привести к небольшим, но ухудшениям звука, которое, я уверен, 98% слушателей не заметят, но «слухачи» могут почуять неладное, правда на уровне нюансов. Ну а в системах среднего и, тем более, начального уровня слышимых ухудшений от этих розеток не будет вообще. Стоимость такой розетки колеблется от $10 до $50 за штуку (в зависимости от производителя и модели).

    Коннекторы

    «Банан»

    Наиболее частый вопрос — «А нужны ли мне коннекторы вообще? Может обойтись только кабелем?». Попытаюсь ответить. Итак, если коннектор «банан» выполнен таким образом, что оголённый конец кабеля зажимается поворотной шайбой, то толку (с точки зрения улучшения контакта) от такого коннектора минимум, скорее один только вред. Зато с эстетической точки зрения — самое то. Но всё равно, подобная конструкция «банана» весьма неудачна.

    Во втором случае кабель внутри коннектора фиксируется двумя винтами, а поверх конструкции надевается термоусадка для предотвращения ухудшения контакта в результате окисления медного проводника. Такой «банан» с практической точки зрения даёт только одно преимущество по сравнению с фиксацией оголённого конца кабеля непосредственно в винтовом терминале АС или усилителя: оголённый конец колоночного кабеля не окисляется со временем.

    Читайте также  Соединение проводов в распределительной коробке согласно ПУЭ

    В третьем случае, кабель засовывается в центральное отверстие «банана», а затем его жилы равномерно распределяются по полусферической поверхности прижима. Площадь контакта весьма велика, ведь контакт кабеля и коннектора происходит почти каждой жилой кабеля. Это уже лучше. А при наличии хорошей термоусадки окисления кабеля не будет. такой «банан» уже стоит рассматривать всерьёз.

    И, наконец, самый надёжный и «правильный» коннектор — тот, в котором кабель припаян хорошим припоем, а поверх него установлена термоусадка. Тут и площадь контакта большая и окисления нет. Так что если и будете использовать коннекторы «банан», то либо с пайкой, либо с обжимом, как описано в предыдущем абзаце. В этих случаях резон в использовании коннекторов есть.

    «Вилочка» («лопатка»)

    С точки зрения подключения или отключения кабеля от терминалов АС или усилителя, «вилочка» куде менее удобна, нежели «банан», зато если вы используете обжимную «вилочку» (обжим кабеля лепестками контактной площадки коннектора производится специальным аппаратом под большим давлением) или «вилочку» с припаянным кабелем (в обоих случаях обязательное наличие термоусадки никто не отменял), то площади контакта кабеля с коннектором и в особенности коннектора с терминалом АС или усилителя позавидуют многие «бананы», да и окисления кабеля, как и в случае с хорошими «бананами», нет.

    Внимание! Прежде чем делать кабель, уточните в инструкции к аппарату или АС, либо у продавца, позволяет ли ваш усилитель, AV-ресивер или АС использовать коннекторы. Обычно, недорогие ресиверы допускают подключение только оголённого кабеля.

    Насущные вопросы

    Выше написано, что встречаются экстра-дорогие кабели за огромные деньги — неужели эти кабели НАСТОЛЬКО улучшают звук аудиосистем?!

    Признаться, в экстра-дорогущих кабелях откровенных «понтов» и «таинственной крутизны» наберётся процентов на 80-95 от их реальной стоимости. Да, по себестоимости это действительно довольно дорогие кабели, но не на столько, чтобы продавать метр даже за несколько сотен долларов, не говоря уже о тысячах. Но тут важно учитывать не только себестоимость или качество кабеля.

    Тут уже привлекает привилегированность кабеля (скажем, изготовление кабеля только под заказ и пайка только вручную в вакуумной камере), VIP-отношение к клиенту (доставка кабеля даже авиатранспортом, наличие красивой коробки из хорошего дерева и кожи какой-нибудь горной лани) и прочие атрибуты супер-элитной вещи.

    А также «принцип гармонии цен»: если человек заплатил, скажем, $400 000 за аудиосистему (бывает и больше), почему он должен пользоваться кабелями за «жалкие» $200/метр? Нет, тут нужны только элитные кабели! И они будут предоставлены столь состоятельному клиенту.

    Одни назовут это «вытягиванием денег» или просто «понтами», а другие возразят, что такие покупки лишь подчёркивают высокий статус, уровень дохода и значимость VIP-персоны. И что самое интересное, что каждый в этой ситуации будет прав. Но главное, что в итоге все остаются довольны.

    Если же исходить из принципа рациональности, то для театров начального уровня ($500-1000 за комплект) смысла в покупке кабеля дороже $2-3 за метр нет никакого. Для систем среднего класса ($1000-5000 за комплект) имеет смысл засматриваться на кабели по $5-10 за метр. И этого, поверьте, будет вполне достаточно. Куда важнее грамотно подобрать систему, настроить её и подготовить хорошую с акустической точки зрения комнату.

    Почему профессиональные колоночные кабели стоят заметно дешевле «аудиофильских»?

    Во-первых, профессионалы не падки на различные рюшки и кружева, вроде деревянных коробок с инкрустацией или чехла для кабеля из натуральной кожи — их интересует кабель только с практической стороны, но никаких не с имиджевой.

    Во-вторых — на рекламу профессиональных кабелей не тратится столько денег, сколько уходит на раскрутку кабелей для Hi-Fi/Hi-End аппаратуры во множестве модных глянцевых журналов. Ну и в-третьих, профессиональные кабели как раз не обладают той «элитностью», за которую берут бешеные деньги в случае некоторых кабелей для Hi-End аппаратуры.

    Поэтому хороший профессиональный колоночный кабель, при цене $3-7 за метр, может быть по качеству лучше, нежели «бытовой» колоночный кабель, стоящий дороже. Именно поэтому для относительно недорогих комплексов недорогие, но качественные, профессиональные кабели будут, пожалуй, наиболее рациональным выбором.

    Впрочем, не только для них: не редко профессиональные кабели (но уже классом повыше) применяются весьма успешно и в системах среднего класса. Разумеется, и про «бытовые» колоночные кабели забывать не стоит, ведь и среди производителей оных встречается немало достойных продуктов за весьма умеренные деньги ($3-10 за метр).

    Что это за OFC ? — на кабелях часто пишут…

    Это Oxigen Free Copper, то есть бескислородная медь.

    Какое сечение кабеля мне нужно на фронтальных и центральной АС?

    Если AV-ресивер или усилитель развивает мощность до 100 Вт на канал, то желательно использовать кабель с сечением проводника не менее 2-3 мм². Для более мощной системы лучше купить кабель сечением не менее 4 мм².

    А какой кабель брать для тыловых АС ?

    В идеале надо брать такой же кабель (марка/модель), какой был использован для подключения фронтальных и центральной АС, однако сечение может быть другим, разумеется.

    Какое сечение кабеля нужно для тыловых АС?

    Если предполагается озвучивать комнату площадью 15-25 м², то вполне достаточно кабеля сечением 2-2,5 мм². Если же помещение побольше (30-50 м²), то стоит обратить внимание на кабели сечением 4 мм².

    Обязательно использовать строго одинаковые по длине куски кабеля для тыловых АС?

    Про задержку сигнала вспоминать вообще не стоит, поскольку при разнице в длине двух кусков колоночного кабеля даже в десяток-другой метров, задержка сигнала на более длинном куске составит лишь несколько миллионных долей секунды или даже меньше.

    Тут важно другое: при одинаковой длине кабеля теоретически исчезают различия в комплексных характеристиках (распределенные индуктивность, емкость) кабеля, которые могут влиять на сигнал.

    Так что если не хотите ставить эксперименты — берите одинаковые куски колоночного кабеля для пары АС.

    А как насчёт беспроводных АС на тыловых каналах?

    Качество звука беспроводных АС (слышимые шумы, ограниченный частотный и динамический диапазоны, заметные искажения) не позволят использовать подобные колонки даже в комплексах среднего класса. Объясняется такое звучание способом передачи сигнала от передатчика до приёмника в АС.

    Обычно передача осуществляется на радиоканале, то есть как в обычном радиоприёмнике, только на более высоких частотах.

    Так что, если хотите получить качественный звук, к тому же сэкономить (беспроводные АС стоят дороже аналогичных проводных), не поленитесь протянуть колоночные кабели и к тыловым АС.

    Продолжение следует…

  • Источник: https://www.ixbt.com/dvd/ht-spcable.shtml

    О выборе акустического кабеля для звуковых колонок

    Кабель для соединения колонок между собой

    В многочисленных рекомендациях и отзывах меломанов по выбору акустического кабеля даны советы и озвучены субъективные мнения, не имеющие ничего общего с реальным положением вещей.

    По мнению авторов, верящих рекламе производителей кабеля, на качество звука существенно влияет чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки и количество жил, материал изоляции и многое другое, что не подтверждено математическими расчетами. Физика наука точная и голословные утверждения не являются доказательством.

    Физические характеристики аудио кабеля, влияющие на качество звуковоспроизведения

    Рассмотрим степень влияния на качество аудио кабеля чистоты меди жилы, скин-эффекта, экранирующей оплетки, шероховатости, покрытия жил и изоляции.

    Влияние на звуковой сигнал чистоты меди

    Согласно ГОСТ 859-2001 для изготовления проводов кабелей используется медь чистотой более 99%, в которой максимальная доля примесей в худшем случае не превышает 1%, что практически не влияет на ее проводимость.

    Присутствующий в меди кислород обладает вентильным эффектом, работает как диод, выпрямляя синусоиду. В бескислородной меди марки М0 количество кислорода не превышает 0,001%. В раскисленной марки М1 – 0,01%, что теоретически может добавлять нелинейные искажения в звуковой сигнал не более, чем на эту величину.

    На практике вносимые искажения многократно меньше, так как диоды шунтируются чистой медью. Таким образом, наличие кислорода в меди не влияет на естественность звучания.

    Для справки. Ученые В. М. Большов и В. И. Гукин установили, что человеческое ухо не фиксирует нелинейные искажения величиной менее 3%.

    Влияние скин-эффекта

    При прохождении переменного тока через проводник вокруг него возникает переменное электромагнитное поле, которое создает электрическое индукционное поле, нелинейно взаимодействующее с электромагнитным полем. В результате плотность тока от центра оси провода смещается к его поверхности. Это поведение переменного тока назвали скин-эффектом.

    Скин-эффект начинает проявляться на частотах более 100 Гц в проводах сечением более чем 0,75 мм2. Таким образом на низкие частоты (басы) влияния не оказывает. С увеличением частоты начинается плавное проявление скин-эффекта, и на частоте 20 кГц потери увеличиваются до 0,25 дБ, что заметить практически невозможно. Но даже если имеется идеальный слух, то всегда можно скомпенсировать потери в высокочастотном диапазоне с помощью эквалайзера.

    На проводах сечением менее 0,75 мм2 скин-эффект в звуковом диапазоне отсутствует. Поэтому, для получения кабеля без скин-эффекта для подключения звуковых колонок к усилителю, например, сечением 1,5 мм2, достаточно свить два изолированных провода сечением 0,75 мм2. Так делают многие производители аудио кабелей.

    Об экранирующей оплетке кабеля

    Применяемая в дорогостоящих аудио кабелях экранирующая оплетка из цветных металлов не защищает от низкочастотных электромагнитных полей, а высокочастотные поля, от которых экранирование может защитить, в нормальных условиях создают ЭДС в проводах кабеля величиной несколько микровольт.

    Уровень влияния такого поля составляет сотые доли дБ, что услышать, даже когда сигнал на колонки не поступает, невозможно.

    О количестве жил и их диаметре в проводах акустического кабеля

    Количество и сечение жил в проводах кабеля на качество звука не влияет. Чем больше жил и меньше их диаметр, тем эластичнее будет кабель. Вопрос актуален для случая, если необходимо часто транспортировать аудио систему и свивать кабель.

    Согласно Закону Ома, сила тока в замкнутой цепи зависит только от ее сопротивления, поэтому даже большая шероховатость проводов снизит на 0,1% сечение провода, что практического влияния не окажет.

    Покрытие проводов благородными металлами оправдано только для снижения влияния скин-эффекта на частотах выше 100 кГц. Поэтому для аудио кабеля значения не имеет. Изоляционное покрытие вполне справляется с защитой меди от внешних воздействий. Оправданным может быть покрытие только клемм на концах проводов.

    Влияние материала изоляции проводов кабеля

    Любые электрические провода, в том числе и для подключения звуковых колонок, для защиты от короткого замыкания и внешних воздействий окружающей среды покрываются изоляцией. Изоляция делается из диэлектрического материала и в прохождении тока по кабелю участия не принимает. Так как напряжение, подаваемое с усилителя на колонки, не превышает сотни вольт, то материал изоляции значения не имеет.

    Читайте также  Распределение токов при параллельном соединении проводников

    Вывод

    Качество акустического кабеля определяется только его поперечным сечением. Чистота и структура кристаллов меди, внешнее покрытие проводов, шаг скрутки, сечение жил в проводе и их количество, материал изоляции – практически не оказывает влияние на естественность воспроизведения музыкальных произведений.

    При недостаточном сечении проводов часть мощности будет рассеиваться на них и в моменты максимальной громкости низкие частоты (басы) будут звучать без искажений, но несколько тише, потому что в общей звуковой мощности они составляю более 70%.

    Расчет сечения акустического кабеля для подключения
    звуковой колонки

    Согласно рекомендациям, сопротивление провода для подключения звуковой колонки не должно превышать 5% ее сопротивления. В таблице представлено максимально допустимое сопротивление проводов кабеля в зависимости от величины сопротивления звуковой колонки.

    При расчете следует учесть, что общее сопротивление кабеля будет в два раза больше, так как он состоит из двух проводников. Чем сопротивление кабеля меньше, тем лучше.

    Метр длины медного провода любого сечения имеет известное сопротивление. Поэтому зная допустимое сопротивление кабеля и его длину по таблице можно выбрать подходящий.

    Например, нужно выбрать кабель длиной 2 метра для подключения звуковой колони сопротивлением 4 Ома. Из таблицы «Допустимое сопротивление кабеля для подключения звуковой колонки» определяем, что сопротивление проводов кабеля не должно превышать 0,2 Ом. Кабель имеет два провода, значит, значение нужно поделить на два, получается 0,1 Ом. В столбце 2 метра подходящим значением является 0,08 Ом, перемещая взгляд влево по горизонтали видим, что подойдет кабель с сечением провода 0,5 мм2 (диаметр 0,8 мм).

    Как видите, по выше приведенным таблицам выбирать сечение провода для динамика неудобно. Поэтому обе таблицы были сведены в одну, что позволит быстро и безошибочно выбрать кабель.

    Теперь достаточно по сопротивлению динамика узнать необходимое сечение провода в столбце длины кабеля. Например, для подключения звуковой колонки сопротивлением 4 Ом, удаленной от усилителя на 3 метра понадобится кабель с сечением провода 0,54 мм2.

    ГОСТ 22483-2012 предписывает стандартный ряд сечений проводов кабелей для производителей и провод выбранного сечения в продаже может отсутствовать.

    Поэтому решил сделать таблицу, с помощью которой выбор сечения провода для акустического кабеля можно сделать с учетом стандартного ряда сечений.

    Выбирается сечение провода по этой таблице, так же, как и с помощью предыдущей, только в результате вы получите сразу стандартное значение.

    Если у вас есть в наличии отрезки медного кабеля достаточной длины, то можно узнать, подойдет ли он для использования в качестве акустического.

    Сечение провода измерять приборами невозможно, но его можно вычислить по диаметру, измеренному штангенциркулем или микрометром.

    Для акустического кабеля подойдет любой многожильный медный провод для электропроводки. Если сечение многожильного провода кабеля не известно, то его можно определить с помощью опубликованной на сайте методике.

    Стоит отметить, что акустический кабель является предпоследним звеном в цепи, которое влияет на качество звука.

    Если хотя бы одно из устройств в цепи – источник сигнала, усилитель, кабели или звуковые колонки по своим характеристикам не обеспечит Hi-Fi, то параметры других устройств не будут иметь значения.

    Качество работы всей аудио системы будет определяться устройством с худшими техническими характеристиками.

    В заключение о самом главном – помещении для прослушивания музыкальных произведений. Даже имея в распоряжении самую лучшую Hi-Fi или даже Hi-End звуковоспроизводящую аппаратуру невозможно добиться естественного звука в не приспособленном для этих целей помещении.

    Звук распространяется волнами за счет изменения плотности воздуха динамиком со скоростью 334 метра в секунду, как и световые волны. От твердых поверхностей, как световой луч от зеркальных, звуковая волна отражается, но хорошо поглощается пористыми.

    Если аудиосистема размещена в помещении, в котором большая часть поверхностей твердая (стены, пол, потолок, мебель) то возникают такие явления как реверберация (эхо в горах), резонансные волны (моды), аксиальные резонансы, которые создают пики и провалы в частотной характеристике излучаемого колонками звукового сигнала.

    Таким образом получить естественное звучание в помещениях даже значительных по объему, в которых большая часть поверхностей твердая, без покрытия звукопоглощающим материалом невозможно.

    Поэтому перед покупкой дорогостоящей аудиотехники стоит задуматься, подходит ли помещение, в котором планируется ее размещение.

    Меня всегда удивляют рассуждения о качестве звука в автомобиле. Салон автомобиля объемом пару кубометров на половину состоит из ветровых стекол и пластмассовых панелей, которые отлично отражают звуковые волны. Поэтому естественным звук в салоне автомобиля не может быть по определению. Любая китайская аудиосистема в авто будет работать с таким же успехом, как и брендовая по цене в десятки раз дороже.

    То же самое относится и к помещениям в квартире. Существенно можно улучшить звуковоспроизведение, если в комнате будет установлена мягкая мебель, а стены и полы покрыты коврами, окна завешаны плотными шторами.

    Истинные аудиофилы и меломаны знают это, и чтобы насладиться естественным звучанием отправляются в концертный зал или оперный театр, где шепот артиста на сцене слышен без усиления в любой точке зала.

    Источник: https://YDoma.info/ehlektrotekhnika/vybor-podgotovka-montazh-provoda/electricity-vybor-akusticheskogo-kabelya.html

    Как выбрать акустический кабель

    Кабель для соединения колонок между собой

    Для того чтобы воспроизвести качественный звук нужно разобраться как выбрать акустический кабель. Это такой вид кабельной продукции, которая способна передавать низкочастотный звуковой сигнал на расстояния и при этом защищать его от помех. Главной особенностью акустического кабеля также является передача сигнала без потерь его величины. При выборе его нужно акцентировать своё внимание на следующих основных характеристиках:

    • Материала токопроводящей жилы. Оптимальным вариантом для прохождения и передачи сигнала от источника звука (усилителя) до акустической системы (колонок) является медь.
    • Сечение жил. Любой сигнал это должен быть соединен в замкнутую цепь только тогда звуковоспроизведение сможет быть реализовано, а это значит, что в цепи появится ток. Величина силы тока будет зависеть от мощности усилителя и соответственно акустической системы, так как они тесно связаны между собой.
    • Форма проводника. Раньше этому фактору не уделяли должного внимания, но после того как учёные обнаружили эффект вытеснения электронов на внешнюю поверхность проводника, то при воссоздании качественного звучания стали использовать не только круглую форму жилы, но и плоскую.
    • Покрытие жилы оловом (лужение). Цель такой обработки это защитить медь от окисления и улучшать контакт в местах соединения с акустикой, так как чаще всего подключение к колонкам выполняется зажимным путём.
    • Длина кабеля. Здесь нужно придерживаться одного основного правила: при воспроизведении стереосигнала длина обеих акустических кабелей должна быть одинакова. Если сделать их разными то можно ощутить снижение громкости на одном из них, так как пусть и не существенно, но всё-таки один и тот же сигнал, прошедший по 1м или же 10м провода в выходной точке будет разный по величине. Затухание и сопротивление это две из величин от которых зависит мощность выходного звукового сигнала, а он является, по сути, обычным переменным током, но низкой частоты.
    • Геометрия проводников. Чаще всего это два параллельных многожильных проводника. Но при увеличении длины такого кабеля может возникнуть эффект конденсатора способный накапливать электрический сигнал., поэтому в специальных акустических кабелях предусмотрен дополнительный изоляционный слой.
    • Маркировка кабеля. Современный акустический кабель для колонок должен иметь обязательно стрелку, указывающую направление сигнала от усилителя, или же от другого источника звука, к следующему элементу системы.

    Как выбрать акустический кабель для колонок

    С помощью акустического кабеля происходит подключение пассивной акустики. Он представляет собой чаще всего двухжильный медный провод, обладающий низким сопротивлением помещённых в изоляционный слой, надёжно защищающий токопроводящие жилы не только от физического прикосновения, но и от возникновения конденсаторного эффекта. Помимо того что каждый многожильный проводник помещен в изоляцию имеется также дополнительный слой, который предотвращает от механических помех, переломов и изгибов.

    Акустический кабель должен быть эластичным и в то же время с прочной изоляцией, это возможно при применении таких материалов, как:

    1. ПВХ (полихлорвинил);
    2. Полиэтилен;
    3. Тефлон.

    Два таких медных проводника, по сути, идентичны, но только имеют маркировку полярности и направления завивания тонких проволочек в жиле, от этого зависит качество звука и способ подключения.

    Как выбрать сечение

    В цепях переменного тока, которыми являются цепи выходных и межблочных промежуточных акустических каналов, большое значение отдаётся выбору сечения проводника. Конечно же, в них сила тока не имеют больших величин характерных для силовых сетей, но всё же от толщины проводника, а также от его длины, зависит сопротивление электрическому току.

    Эта величина очень важна для создания мощного и высококачественного звучания акустических систем. Электрический ток протекает по проводнику аналогично воде в водопроводных трубах и если выбрать сечение меньше то жилы кабеля будут греться.

    Для соединения даже мощных акустических систем величина тока имеет не такое важное значение, как сопротивление.

    Ведь согласно справочнику медный провод толщиной 1,5 мм2 даже при напряжении 220 Вольт будет выдерживать нагрузку мощностью в 4 100 Вт (огромная величина для акустических систем). Поэтому при подключении акустики выбор сечения проводника стоит основывать на сопротивлении, чтобы звуковой сигнал достиг своего пункта назначения, а именно колонки, с минимальными потерями.

    Чем толще будет жила кабеля тем ниже сопротивление — это основная аксиома, на которой основывается расчёт сечения акустического кабеля. Сопротивление при этом зависит от:

    • Материала проводника. Например, один метр провода сечением один мм2 из меди будет равен 0,0175 Ом, из серебра 0,016 Ом, а из алюминия 0, 026 Ом. Золото же обладает ещё меньшим сопротивлением, но его цена финансово не оправдана при создании систем звуковоспроизведения;
    • Длины. Эта величина зависит от месторасположения усилителя и колонок;
    • Сечение. Эта величина берётся примерно и чаще всего основывается на стоимости материала, бренда кабеля и его длины.

    Если нужно определённое сопротивление, то существует формула для определения активного сопротивления проводника из неё можно найти и величину сечения: R=p*(L/S), где p — удельное сопротивление материала, L — длина проводника в метрах, S — площадь поперечного сечения в мм2.

    Межблочный акустический кабель

    Данная кабельная продукция соединяет между собой отдельные блоки, например, микшер и усилитель, или же предварительный и оконечный усилители, если они расположены в разных корпусах. Основными критериями выбора его являются:

    • Обязательное наличие экрана, защищающего от помех;
    • Тип разъёма для соединения;
    • Производитель кабельной продукции такого назначения.

    Витой акустический кабель

    Этот тип кабеля не особо распространён среди любителей качественного звучания, но в последнее время его ценителей стало больше. Витой акустический кабель представляет собой витую пару проводов в изоляции, которая иногда, для улучшения помехоустойчивости, имеет экранирующую облачку из фольги. Такую продукцию используют очень часто для реализации звуковоспроизведения в автомобилях. Перед тем как выбрать акустический кабель такого типа нужно освоить и понять как вообще выбирается данная продукция.

    Читайте также  Падение напряжения при параллельном соединении резисторов

    

    Нужна консультация специалиста?

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!

    Имяменеджер, эксперт

    высшее проф. обр.

    Источник: https://dinamikservis.ru/blog/provoda-i-razemy/kak-vybrat-akusticheskiy-kabel/

    Грамотный выбор кабеля для акустики домашнего кинотеатра, как подобрать акустический кабель для колонок дома

    Кабель для соединения колонок между собой

    Закон Ома не делает исключений: какой кабель вы ни выберете, сигнал пройдет по цепи от источника к приемнику. Поэтому технически подкованные покупатели спрашивают, зачем им платить больше за акустические кабели, когда в продаже полно дешевых аналогов.

    Конечно, если качество звука не имеет значения, подойдет любой провод. Но если вы хотите наслаждаться музыкой или вокалом без искажений и потери диапазона, придется подобрать специальный акустический шнур. Сравните звучание одной и той же песни с разными проводниками, и вопрос, за что вы платите, отпадет сам собой. Мы же поможем выбрать шнур, который подойдет для ваших задач.

    Почему лучше выбрать медный кабель

    Акустические кабели делают из меди, меди с оловом или серебром, а также из металла с неметаллическими добавками (например, углеродом). Лучший выбор – это медный провод без примесей. Медь может быть монокристаллической или бескислородной высокой очистки. Вторая разновидность – лучшая, потому что в ней нет примесей, которые увеличили бы сопротивление.

    Провод из чистой меди

    Качество звука напрямую зависит от того, сколько искажений внесет проводник. Поэтому ключевая характеристика материала – его сопротивление. Чем меньше сопротивление кабеля, тем лучше сигнал. На сопротивление влияет не только материал, но также диаметр и длина шнура, но если материал обладает высоким сопротивлением, другие характеристики не вытянут качество звучания.

    У меди малое сопротивление. Даже если сечение кабеля небольшое, с медным проводником акустика звучит чище, чем со шнуром большого диаметра, но сделанным из другого материала. Обычный диаметр проводников из меди – 2-4 кв. мм. При длине шнура в 3 м и диаметре в 2,5 кв. мм сопротивление будет равно нулю. Учитывайте, что чем длиннее и тоньше акустические провода, тем больше сопротивление, и это отражается на качестве звука.

    Какое бывает покрытие акустического кабеля и в чем разница

    • Медь. Классический вариант – проводник из меди, покрытый чистой медью. Звук будет чистым, но есть недостаток: медь окисляется со временем.
    • Серебро. Проводники с серебряным покрытием добавляют звучанию яркости и эмоциональности, на передний план выходят высокие частоты.
    • Олово. Луженые кабели не окисляются, поэтому качество звука будет стабильным на протяжении лет. Олово сглаживает высокие частоты.

    Провод из чистой луженой меди

    Что такое витая пара

    Выбирая кабель, вы столкнетесь с таким термином, как витая пара. Это попарно скрученные и изолированные проводники. Использование сразу двух изолированных шнуров позволяет снизить магнитные помехи и обеспечить дополнительную защиту от механических или химических повреждений. В продаже такие шнуры маркируются TP: Twisted Pair.

    Витую пару используют в акустике, когда длина проводников должна быть значительной. Но будьте внимательны: есть 7 категорий этих шнуров. Выбирайте проводники 6 или 7 категории, потому что их делают только из меди, в то время как другие пары могут быть сделаны из омедненного алюминия или стали. Чистая медь увеличивает стоимость акустики, но она окупается чистотой звучания.

    Кабели этого типа могут быть одножильными и многожильными. Это влияет на звучание: чем дальше друг от друга разнесены проводники, тем меньше слитность звука.

    Многожильная витая пара 6 категории

    Когда нужен межблочный проводник

    Межблочный кабель не используют в акустических системах. С помощью этих проводников подключают усилители, предусилители, ресиверы, DVD-проигрыватели. Если для колонок нужен шнур короткий (чем он короче, тем лучше звучание), то для этого типа проводников длина, наоборот, плюс.

    Обращайте внимание на маркировку: на каждом метре должен быть написан производитель и сечение. Лучшими считаются проводники с маркировкой ПРППМ: моно-жилы из меди.

    Как выбрать кабель для колонок

    Для подключения колонок нужны шнуры типа ШВПМ 2×0,20 или ШВП 2×0,5. Чтобы добиться высокого качества звука, нужно сочетать минимальную длину с максимальным сечением. Проще говоря, чем толще и короче будет проводник, тем лучше будет звучать музыка. Но если при коротком проводнике вы можете остановить выбор на шнуре небольшого сечения, то длину проводника больше 3 м можно компенсировать только большим сечением.

    Для клубов и концертов подойдут шнуры из меди, покрытые серебром. Серебро снижает шумовые помехи, которые возникают при большой длине проводника.

    Экранированный кабель для колонок

    Как выбрать акустический кабель для домашнего кинотеатра

    Для подключения домашнего кинотеатра нужен не только акустический, но и оптический кабель, мы остановимся на акустике. Во-первых, купить придется два проводника: один подсоединит колонки к усилителю, другой – к AV-ресиверу. Вы можете сэкономить, если купите шнур в нарезку: по метрам.

    Но мы рекомендуем готовые проводники с разъемами на концах. Если вы остановитесь на шнуре в нарезку, придется самостоятельно обжимать кабель и оформлять разъемы. Готовые решения намного надежнее.

    Если бюджет позволяет, покупайте проводники из сверхчистой бескислородной меди. Они помечены маркировкой OFC. Лидеры производства – Audioquest, Chord, Straight Wire. Стоимость межблочного кабеля от одного из этих брендов – 50 долларов за полуметровую пару, а колоночный проводник стоит 30 долларов за метр.

    Источник: https://www.AlfaZvuk.ru/articles/kak-podobrat-kabel-dlya-akusticheskih-sistem-kinoteatra-kolonok.html

    Как соединять динамики?

    Кабель для соединения колонок между собой

    Радиоэлектроника для начинающих

    Самое главное при соединении динамиков – выполнить соединение так, чтобы ни один из динамиков не был перегружен. Перегрузка грозит выходом из строя динамика.

    Важно понимать, что на динамик можно подавать мощность либо меньше, либо равную номинальной, на которую он, собственно, и рассчитан.  В противном случае, рано или поздно даже самый качественный динамик выйдет из строя из-за перегрузки.

    Понятно, что перед соединением динамиков нужно определить их:

    • Номинальную мощность (Вт, W);

    • Активное сопротивление звуковой катушки (Ом, Ω).

    Всё это, как правило, указывается на магнитной системе динамика, либо на корзине.

    1W — значит на 1Вт, 4Ω — сопротивление звуковой катушки.

    Марка динамика — 3ГДШ-16. Первая цифра 3 — это номинальная мощность, 3 Вт. Рядом подпись — 8 Ом, сопротивление катушки.

    Бывает и не указывают, но можно узнать по маркировке.

    Среднечастотный динамик 15ГД-11-120. Номинальная мощность — 15 Вт, сопротивление катушки — 8Ω.

    Соединение динамиков. Пример

    Давайте начнём так сказать с азов – наглядных примеров. Представим, что у нас есть 6-ти ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ) и 3 динамика. Два динамика мощностью 1 Вт (сопротивление катушки 8 Ω каждый) и один динамик на 4 Вт (8 Ω). Задача состоит в том, чтобы подключить все 3 динамика к усилителю.

    Сначала рассмотрим пример неверного соединения этих динамиков. Вот наглядный рисунок.

    Как видим, сопротивления всех трёх динамиков одинаково и равно 8 Ω. Так как это параллельное соединение динамиков, то ток разделится поровну между 3-мя динамиками. При максимальной мощности усилителя (6 Вт) на каждый из динамиков будет приходиться по 2 Вт мощности. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой – те, чья номинальная мощность равна 1 Вт. Понятно, что такая схема соединения не годится.

    Если бы усилитель выдавал на выходе всего 3 Вт звуковой мощности, то такая бы схема подошла, но динамик на 4 Вт работал бы не в полную силу — «филонил». Хотя это и не всегда критично.

    Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков. Применим, так называемое, смешанное соединение (и последовательное и параллельное).

    Соединим последовательно два  1-ваттных динамика. В результате общее их сопротивление будет равно 16 Ω. Теперь параллельно им подключаем 4-ёх ваттный динамик сопротивлением 8 Ω.

    При работе усилителя на максимальной мощности ток в цепи разделится исходя из сопротивления. Так как сопротивление последовательной цепи из двух динамиков в 2 раза больше (т.е. 16 Ω), то динамики получат от усилителя всего 2 ватта звуковой мощности (по 1 ватту на каждый). А вот на 4-ёх ваттный динамик пойдёт мощность в 4 ватта. Но он будет работать согласно своей номинальной мощности. Перегрузки при таком соединении не будет. Каждый из динамиков будет работать в нормальном режиме.

    И ещё один пример.

    У нас есть 4-ёх ваттный усилитель мощности звуковой частоты (УМЗЧ, он же «усилок»). 4 динамика, мощность каждого – 1 ватт, а сопротивление каждого равно 8 Ω. К выходу усилителя можно подключать нагрузку сопротивлением 8 Ω. Нужно соединить динамики между собой так, чтобы общее сопротивление их было равно 8 Ω.

    Как правильно соединить динамики между собой в таком случае?

    Последовательное соединение динамиков

    Для начала соединим все динамики последовательно. Что получим в результате?

    Так как при последовательном соединении сопротивление динамиков складывается, то в результате мы получим составной динамик с сопротивлением 32 ома! Понятно, что такая схема соединения не подойдёт. К слову сказать, такое же сопротивление (32 Ω) имеет капсюль наушников – в народе обзываемых «затычками».

    Если мы подключим такой составной динамик на 32 Ω к 8-ми омному выходу нашего усилителя, то из-за высокого сопротивления ток через динамики пойдёт маленький. Динамики будут звучать очень тихо. Эффективного согласования усилителя и нагрузки (динамиков) не получится.

    Теперь давайте соединим все динамики параллельно – может на этот раз получится?

    При параллельном соединении общее сопротивление считается вот по такой мудрёной формуле.

    Как видим общее сопротивление (Rобщ) равно 2 Ω. Это меньше, чем необходимо. Если мы подключим наши динамики по такой схеме к 8-ми омному выходу усилителя, то через динамики пойдёт большой ток из-за малого сопротивления (2 Ω). Из-за этого усилитель может выйти из строя.

    Параллельное и последовательное соединение динамиков (смешанное соединение)

    Ну, а если применить смешанное соединение, то получим вот что.

    При последовательном соединении динамиков, сопротивление их складывается, получаем 2 плеча по 16 Ω. Далее сопротивление считаем по упрощённой формуле, так как у нас всего 2 плеча, включенных параллельно.

    Вот такое соединение уже подходит для нашего усилителя. Таким образом, мы согласовали выходное сопротивление усилителя с нагрузкой — нашим составным динамиком (колонкой). Усилитель будет отдавать в нагрузку полную мощность без перегрузки.

    При соединении динамиков не забываем об их синфазном включении.

    » Радиоэлектроника для начинающих » Текущая страница

    Также Вам будет интересно узнать:

    • Ремонт акустической системы SVEN.

    • Устройство динамика.

    Источник: http://go-radio.ru/kak-soedinyat-dinamiki.html