Фоновый источник света

Содержание

11 базовых схем студийного освещения

Фоновый источник света

Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.

Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света

Рисующий свет

Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).

Заполняющий свет

Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.

Порядок выставления света в студии

Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.

Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)

Освещение в три четверти: Широкий тип

Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

Paramount (гламурный свет)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

Петля (вариант схемы Paramount)

Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону.

Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица.

Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру

Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.

Схема света 3/4

Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.

Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)

Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

Разделенный свет

Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

Профильный свет

Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

Источник: fotostudia
em>Фото на обложке: ShutterStock

Источник: https://infogra.ru/photography/11-bazovyh-shem-studijnogo-osveshheniya

Схемы освещения в портрете — классическая (рембрандтовская) схема освещения

Фоновый источник света
fotomeridianГлавной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет.  Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей.  Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

 

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире.  Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом.  С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения.

Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.  

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет  — основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий — тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью.  Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку.  Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света,  тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

фронтальное освещениепередне-диагональное освещение (рисующий свет слева)
боковое освещение (рисующий свет слева)задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)контровый свет 

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера — модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.  

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

верхний свет
нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1–1,5 ступени ярче, чем другие источники.  Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет – источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель — подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет – узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.).  Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет – источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света — стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.).

Читайте также  Измеритель яркости света

Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства.

То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника  рисующего света. 

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света ( сильное или слабое заполнение теней).  И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя. 

?

|

fotomeridianРариндра родился в Индонезии, в Джакарте в 1971 году. Фотографией он начал интересоваться еще в детстве. Рариндра снимает недорогим фотоаппаратом Canon 350D и объективами: Tokina 12-24mm f4, Canon EF24 f2.8, Canon EF 50 f1.8, Tamron 28-75mm f2.8 и Canon 85 f1.8.Основные темы его фотографий — природа и люди. В течении 15 лет он работал над своим стилем в обработке. Его желанием было сделать фотографии, похожие на рисунки.  Его любимые места съемки находятся рядом с домом (в Джакарте и на Западной Яве: Серпонге, Кивидее и Сукабуми), любимое время съемки — раннее утро. Рариндраснимает как в хорошую, так и в пасмурную погоду, любит туман.  Об том, как Раринда обрабатывет фотографии мы расскажем с следующей статье.

Все работы

Источник: https://fotomeridian.livejournal.com/27579.html

Что такое заполняющий свет в фотографии и как его правильно применять?

Фоновый источник света

Здравствуйте! Вас приветствует, Тимур Мустаев. Тема взаимодействия с освещением – правила, схемы, виды и т.д. – должна быть у каждого фотографа на первых местах. Я догадываюсь, что многие из вас слышали о главном источнике света, то есть о том, который и создает сам рисунок на объекте.

Но он далеко не единственный, не зная о других, вам трудно будет создать хорошую фотографию. Тем более что условия съемок бывают разные. Итак, кто из вас слышал заполняющий свет в фотографии? Что он значит?

Начну с того, что вкратце обозначу важные световые потоки. Это четыре типа, которые можно комбинировать как угодно:

  1. Рисующий (РС) – главный и самый мощный источник света в павильоне. Солнце можно рассматривать как его аналог при уличной фотосессии. РС четко направлен на модель и создает основную игру света и тени.
  2. Заполняющий. О нем подробно ниже.
  3. Фоновой (ФС). Один или два прибора устанавливают прямо перед фоном. ФС нужен для высветления, изменения тона или цветового эффекта на заднем плане.
  4. Моделирующий. Его часто направляют на какую-либо деталь, например, волосы модели. Он выделяет их, подчеркивая золотистыми отблесками. Размер такого светового пучка можно регулировать.

Также можно отметить, так называемый, контровой свет, или контровое моделирование. В данном случае световыми линиями выделяется, допустим, в портретном фото форма головы и туловище. Модель таким образом отделяется от фоновой части.

Виды света: заполняющий

Переходим к полной характеристике заполняющего потока света (ЗС). Он считается вспомогательным и менее мощным. Используется не всегда, а тогда, когда необходимо создать равномерное освещение на объекте (модели) или на всей конкретной зоне.

На ваших фото возникает много нежелательных теней и вообще сильный контраст? ЗС — это определенно то, что нужно. Помимо смягчения перехода от света к тени, он также делает объемы более выраженными, а лицам придает реалистичную округлость. В большинстве случаев такое заполнение светом как бы выравнивает тоновые свойства объекта.

По каким особенностям можно понять, что свет (прибор) именно заполняющий?

  • Широкий угол рассеивания. Это зависит от выбранной насадки.
  • Малая сила света. Мощность на устройстве всегда можно уменьшить.
  • Мягкий свет дает тканевая поверхность ЗС.
  • Внутренняя отражающая поверхность обычно матовая.

Как получить такой свет?

Для того чтобы получить такие показатели, для ЗС используют специальные материалы. В частности, это должен быть большой софтбокс, т.е. устройство квадратной, вытянутой прямоугольной (стрит-) формы или многогранник (октобокс), и поток света проходит через ткань.

В отличие от жестких рефлекторов такой бокс имитирует естественный свет из окна. Иногда для дополнительного смягчения теней применяют рассеиватели, фотозонты или большое белое полотно.

Преимущественно мы говорили об устройстве и возможностях освещения в студийных помещениях, но разное световой оборудование можно использовать и на улице. Они легкие для перемещения и просты в обращении: поймайте луч и отразите его на мало- или неосвещенную часть предмета. Как вы представляете, они действуют с отраженным светом.

Отражатели так же создают заполняющий свет. Отражатели могут иметь белый, серебристый, золотистый или черный экран. Белый считается самым нейтральным и универсальным, а черный нужен для поглощения света.

Цветные же варианты на любителя, так серебро дает более холодный, металлический тон, а золотистый – теплый, усиливает желтые оттенки. Окна, светлые стены и потолок – все это также примеры отражателей, которые находятся у нас под рукой.

Раскладка света

И напоследок немного о схемах расположения источников света, которых великое множество, и они зависят от целей фотосъемок. Наиболее удобный порядок включения света такой: сначала рисующий, затем на фон и, если требуется, заполняющий, моделирующий.

Когда-то можно брать только один из них, например, рисующий, иногда два одинаковых – для особого драматического снимка, а, порой, и все сразу.

Последняя комбинация считается наиболее сложной, ведь нужно так выставить приборы, чтобы свет одного не перебивал другой. Особенно нужно смотреть, чтобы не было двойных теней, возникающих, порой, при наличии РС и ЗС. Заполняющий источник не должен быть виден зрителю.

Непосредственно, ЗС можно устанавливать в переднем или диагональном (под 45 градусов) положении к модели. Считается, что так он лучше всего поработает над смягчением теней и контрастов. Например, модель находится в центре комнаты, справа на нее направлен рисующий свет, слева заполняющий.

При этом фон освещен с двух сторон, а сзади человека включен моделирующий. Высота штатива прибора также регулируется. В классическую схему входят меньше источников – три, и обязательно с заполняющим, помимо РС и ФС. В этом случае ЗС можно расположить как сбоку, так и фронтально — в зависимости от локации основного источника и, получается, как бы в противовес ему.

Если у вас в распоряжении студия с хорошим светом из окна, используйте его для заполнения теневых областей. Только окна придется прикрыть тканью. И вот получается ровное мягкое освещение! Отличным вариантом является окно как рисующий источник, а дополнительная подсветка – это заполняющий. В принципе, встроенные и внешние вспышки с рассеивателем способны неплохо выполнить эту задачу.

Вы начинающий фотограф? Хотите использовать все преимущества вашего зеркального фотоаппарата? Рекомендую вам видео курс специально для новичков, с детальным объяснением всех возможностей фототехники.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фототехника NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фототехника CANON.

На этом у меня все. До свидания, читатели! Учитесь, практикуйтесь. И помните, свет создает фотографию!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Источник: http://fotorika.ru/osnovy-fotografii/zapolnyayushij_svet_v_fotografii.html

10 световых схем для фотографирования

Фоновый источник света

Без чего не может быть фотографии? Правильно: без света. Существует два основных света: естественный и искусственный. Естественный — это солнышко, понятно. Искусственный делится на постоянный и импульсный. Мы сегодня поговорим о искусственном постоянном свете, то есть — о работе в студии. Тема сегодняшней статьи — десять основных схем для фотографирования.

Давайте сразу определимся с тем, какие бывают виды студийного света.

Всего их четыре: контровый, фоновый, заполняющий, рисующий. Согласно классической традиции их следует выставлять обратно тому порядку, который мы тут указали. Но мы считаем, что времена меняются и ничто не стоит на месте, в том числе и фотография.

Характеристики света

Есть критерии, по которым и оценивают свет. И вы должны их все усвоить, чтобы дальше было проще воспринимать содержимое нашей статьи.

  • Мягкий / жесткий свет. То есть характеристика характера света. Мягкий свет часто делают синонимом «рассеянного», что не совсем верно. Это однобокое понимание. Лучше сказать, при мягком свете площадь световой поверхности больше, если сравнивать с объектом. Жесткий – это направленный свет (он создает глубокие тени, градиент невелик, контрастность высокая). В жестком больше драмы, яркости.
  • Каким способом мы получаем освещение. Какой характер: направленный, рассеянный или отраженный?
  • Направленность. За точку отсчета берется модель и вот как направлен относительно неё (фронтально, боком, контрово, вверх или вниз), так направление и называется.
  • Характер источника. С этого мы начинали. То есть – об искусственном или естественном свете идет речь.
  • Цветовая температура (измеряется в Кельвинах). Этой величиной характеризуется теплота или холодность света. Понятие цветовой температуры неразрывно связано с другим фундаментальным термином «баланс белого».

Фоновый

Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.

Если у вас цветной фон и перед вами стоит задача подчеркнуть снимаемый объект, то на фон направляется менее мощный свет, чем на модель. В зависимости от поставленной творческой задачи выставляется фоновый свет.

Читайте также  Блоки аварийного питания для светодиодных источников света

От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.

Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?

Заполняющий

Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, — убрались. При настройке можно опираться на уровни.

Заполнение светом добавляется при достижении двадцати-тридцати уровней по теням. Выделяют также выравнивающий свет. Он отвечает за освещение теневых участков модели, выставляется в противоположной стороне от рисующего.

Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.

Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.

Как настраивается свет?

  1. Устанавливаем на источнике света среднюю мощность;
  2. Делаем пробный кадр, анализируем полученный вариант;
  3. Делаем поправки по мощности – больше или меньше (в зависимости от того, что нам нужно получить);
  4. Переход к следующему источнику.

Стандартная настройка фотоаппарата при студийной съемке:

  • ISO – 100, выдержка – 1/160, F – 8.

Гвоздь нашей программы. Прежде, чем перейти к основной теме, заметим, что важно научиться сначала управляться двумя источниками света. Как только вы их в совершенстве освоите, для вас не будет проблемой ни пять, ни шесть, ни пятнадцать источников. Плюс два источника – это стандарт.

Схема номер один

Здесь используются моноблок и тарелка. Да, фон белый. На выходе получается жесткий рисунок с четким переходом между тенью и светом, без градиента (плавного перехода).

Модель располагается в данном случае близко к фону. В таком случае фронтальный свет даст хорошую плотную и короткую тень. Это очень здорово смотрится. Что касается моноблока, то варианты использования зависят от вашей авторской концепции.

Сориентируем: если моноблок расположен над моделью, длина тени будет больше. И чем выше, тем – длиннее.

Мы рекомендуем в данном случае использовать стойку-журавль, которая имеет несомненные преимущества перед обычной стойкой, потому что ее можно выставить строго напротив объекта съемки и она не будет вам мешать в процессе.

Схема номер два

В данном случае подразумевается использование двух источников (два моноблока плюс два белых зонта). И белый фон. Ставим свет по диагональной плоскости. Ключевой, то есть – рисующий свет является здесь основным источников.

Он дает мягкость. Далее – заполняющий, он выполняет вспомогательную функцию, то есть — призван убирать провалы по теням справа. Он же придает объем при портретной съемке. Рекомендуем развернуть объект в ¾ к камере. Рисующий свет ставится напротив / немного выше лица. Заполняющий ориентируется на уровень плеч. Свет на фоне должен равномерно распределиться. Порегулируйте мощность и попробуйте незначительно поменять ракурс источников.

Схема номер три

Оборудование: моноблоки, белый фон и зонты белого цвета. Ставим свет на уровне глаз / чуть выше объекта – справа и слева. Глубокие тени исключаются.

Схема номер четыре

Один источник. Оборудование: моноблок, зонт, который просвечивается и, наконец, меняем белый фон на черный. Моноблок выводится на уровень  головы. В результате должна появиться в снимке глубина и характер.

Другое дело, что одни моделям такой вариант подходит, другим – нет. Попросите ее отойти на некоторое расстояние от задника.

Схема номер пять

Два источника. Моноблок, зонты «на просвет» плюс черный задник. Ставим два источника по левую сторону и по правую, немного по диагонали относительно объекта. Рисующий свет выполняет роль главного, соответственно его мы ставим слева.

Благодаря ему на лице модели вырисовывается треугольник света. Контровой свет ставим в правой часть, с помощью него мы придадим объекту объем, подсветив фигуру и волосы. Можно немного засветить фон, благодаря чему мы получим темно-серый градиент. Поэкспериментируйте с мощностью света и с углом падения его, а также с расположением модели относительно фона.

Схема номер шесть

Два источника плюс черный фон, рассеиватель («чашка», идущая в комплекте к моноблоку). Каждый из источников ставится, соответственно, по диагонали справа и по диагонали слева от объекта.

Рисующий свет (главный) ставится перед моделью, благодаря чему мы получаем равномерное освещение сцены на всем пространстве съемки. Второй, контровой  источник, ставится at the back и справа.

Дополнительный источник придаст жесткости световому ключу, одновременно придав объема. Рассеиватель поможет вам получить классные, светотеневые переходы, характеризующиеся особой жесткостью, без градиента.

Исходные данные: пара источников (моноблоки, зонты), белый задник. Ставим свет слева и справа под 90 градусов. Задача световых источников – заполнение. На выходе мы получим красивый светотеневой рисунок в левой и правой части.

Интересно глубокие тени получим в центре лица фотографируемого. Портрет получается выразительным, даже брутальным. Соответственно, это более подходящий вариант для мужчин-моделей. Белый фон получается не чисто белым, а приобретает серые оттенки.

Схема номер восемь. «Голливудский потрет»

Моноблок, рефлектор типа «тарелка», моноблок и «чашка». Здесь работаем с белым фоном. Тарелка ставится спереди, чуть выше линии глаз объекта. На выходе получается «бабочка», то есть интересная тень, падающая от носа модели.

Название схемы оправдывается тем, что в американской киноиндустрии действительно есть традиция делать такие портреты. Чем выше мы ставим рефлекторный свет, те длиннее тень, падающая от носа. Располагаем модель в метре от задника, на него должна падать тень. Кадр характеризуется плотностью.

Контровый свет выставляем дополнительно, сзади модели, на высоте плеч. Результат – прорисовка волос плюс объем.

Этот вариант схож с третьей схемой. Моноблоки ставятся точно так же.

Зонты белого цвета и фон того же окраса. Но здесь мы не используем импульсный свет. Здесь будет меньшая мощность света, за счет чего можно получить малую глубину резкости, что для портрета очень здорово.

Последняя схема. Рембрандтовская

Одна из самых распространенных и эффектных схем. Работает на контрасте между темной и светлой часть фотографии, за счет чего и получается такой объем. Названа в честь художника эпохи Возрождения, потому что это был излюбленный его прием игры со светом и тенью. Теперь считается классикой портретной фотографии.

Используется один источник (с чего начали, тем и закончим). Он ставится на расстоянии 1, 5 метров относительно модели, над головой и в 2-х метрах от камеры. Угол падения света равен сорока пяти градусам.

Расстояние от камеры и модели зависит также от характера света, а также от индивидуальных особенностей внешности модели. Используем рисующий свет, отражатель (45 градусов от вспышки), чтобы подсвечивать тени, а также не терять элементы фотографии в тени.

Эпилог

В завершение мы хотим сказать, что главное в нашем деле — это практика, практика и еще раз — практика. И не важно, как эти схемы называются, важно, чтобы для вас это не звучало абстракцией. Пробуйте, экспериментируйте и все у вас получится.

Источник: http://top100photo.ru/blog/azbuka-fotografii/10-svetovyh-shem-dlja-fotografirovanija

Какой бывает свет в фотографии. Часть 1

Фоновый источник света
Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии. Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными.

Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки  без использования каких-либо насадок.

Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.

Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света.

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.

Читайте также  Датчик света для вывески


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена.

Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью.

Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки.

Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет».

Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет, а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами.

То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет, который часто используют для модельной съемки в студии.

А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры.

В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек.

Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства.

Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными.

В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Вторая часть — здесь.

Источник: https://studyfoto.ru/svet-v-fotografii-1/

Учимся составлять классическую световую схему

Фоновый источник света

Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом». Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы — «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!

Задачи студийного освещения — имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка).Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!

Рисующий источник света (Key Light)

Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.

Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?

Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение.Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное.Светотеневое освещение — это жесткий свет, который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.

Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели.

Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм.

Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.

Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?

Варианты установки света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)

Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле.

Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели.

Блики придают взгляду большую выразительность.

Какова мощность рисующего света относительно других приборов?

Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.

Заполняющий свет (Fill Light)

Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.

Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.

Фоновый свет (Back Light)

Единственная задача фонового света — отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон.

Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors).

Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) — например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.

Контровый свет, акцентирующий свет

Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом.Применяются светоформирующие насадки для получения точечного светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрип-боксы или лампы для формирования узкого регулируемого и протяженного светового пятна.

Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующей в заднедиагональной или реже в переднедиагональной боковой плоскости.

© Игорь Алексеев, 2008.

Источник: https://Prophotos.ru/lessons/9747-klassicheskaya-svetovaya-shema